«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — масштабный проект Музея Москвы в честь 100-летия главного творческого института страны. Выставка впервые подробно рассказывает о структуре и принципах, преподавателях и студентах, экспериментах и наследии Высших художественно-технических мастерских.

Среди экспонатов — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль и мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Произведения взяты из собраний Музея Москвы, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева и других институций.

Первый раздел выставки рассказывает предысторию ВХУТЕМАСа, напрямую связанную с реформой художественного образования, которая началась в 1918 году. Центральное пространство второго раздела отдано четырем дисциплинам Основного отделения. Помимо произведений студентов, исследовавших цвет, композицию, объем и пространство, посетители смогут познакомиться с программами, учебными постановками, опробовать задания художника Александра Родченко, графика Владимира Фаворского и архитектора Николая Ладовского на основе мультимедийных интерактивных элементов и реконструированных лабораторий.


Заключительный раздел экспозиции рассказывает о ликвидации ВХУТЕМАСа и расформировании его факультетов в 1930 году. А о том, каким образом отдельные методики смогли сохраниться в учебных программах современных художественных вузов Москвы, посетители смогут узнать в отдельном зале на первом этаже в экспозиции «Наследники ВХУТЕМАСа».
КУРАТОР
Александра Селиванова
Архитектурное бюро «Новое»
АРХИТЕКТОРЫ
НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ ВЫСТАВКИ
Лариса Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ
ПАРТНЁРЫ И УЧАСТНИКИ
Государственная Третьяковская галерея.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Государственный центральный музей современной истории России.

Государственный исторический музей.

Российский государственный архив литературы
и искусства.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства.

Государственный музей-заповедник «Царицыно».

Московский архитектурный институт (Государственная академия).

Институт искусств РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Московский политехнический университет (Высшая школа печати и медиаиндустрии).
Полиграффак, дисциплина «Графика» — Рустам Габбасов

Живфак — Надя Плунгян

Скульптфак, Дисциплина «Объем» — Мария Силина

Текстильфак, Керамфак — Ксения Гусева
Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова.

Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре ФБУ «ЦНТБ СиА».

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова.

Российская государственная библиотека.

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей).

Картинная галерея г. Красноармейска.

Государственный музей В.В. Маяковского.

Московский государственный объединенный музей-заповедник.

Музей ивановского ситца (отдел Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина).

Текстильный институт РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Российская Академия Художеств.

Галеев-Галерея.

Музей-мастерская Николая Абакумцева.

Британская Высшая Школа Дизайна.

Институт гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО).

Институт Бизнеса и дизайна.

Мастерская – ТАФ (Театр Архитектурной Формы).

Архитектурная школа МАРШ.

Школа дизайна РАНХиГС.

Школа архитектуры Ирвина С. Ханина, Купер Юнион.

Школа-студия EDAS Владислава Кирпичева.

КУРАТОРЫ РАЗДЕЛОВ
Дерметфак — Алена Сокольникова

Архфак — Анна Бокова, Илья Лапин

Дисциплина «Цвет» — Дарья Сорокина

Дисциплина «Пространство» — Анна Бокова, Стас Громик

Значительная часть выставки рассказывает историю факультетов школы, под каждый из них выделен отдельный зал: архитектурный, скульптурный, живописный, полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий.

Посетители узнают о разработке шрифтов ВХУТЕМАСа, школе Фаворского и поиске нового образа книги. Познакомятся с историей появления в СССР трансформируемой и модульной мебели. Увидят студенческие работы, которые участвовали в Международной выставке в Париже 1925 года. С помощью представленных масштабных моделей и 3D-анимации смогут оценить оригинальные светильники-трансформеры, двухуровневые жилые ячейки, складную мебель и конструктивистские интерьеры, созданные студентами под руководством Владимира Татлина, Эль Лисицкого, Антона Лавинского, Александра Родченко.

Для нескольких факультетов и дисциплин выполнены масштабные реконструкции несохранившихся студенческих работ. Например, трехметровая кубистическая «Голова рабочего» Владимира Кудряшова, серия абстрактных упражнений по дисциплине «Объём», масштабная агитустановка для уличного праздника, трансформируемый шкаф-витрина Ивана Лобова.


«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — масштабный проект Музея Москвы в честь 100-летия главного творческого института страны. Выставка впервые подробно рассказывает о структуре и принципах, преподавателях и студентах, экспериментах и наследии Высших художественно-технических мастерских.

Среди экспонатов — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль и мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Произведения взяты из собраний Музея Москвы, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева и других институций.

Первый раздел выставки рассказывает предысторию ВХУТЕМАСа, напрямую связанную с реформой художественного образования, которая началась в 1918 году. Центральное пространство второго раздела отдано четырем дисциплинам Основного отделения. Помимо произведений студентов, исследовавших цвет, композицию, объем и пространство, посетители смогут познакомиться с программами, учебными постановками, опробовать задания художника Александра Родченко, графика Владимира Фаворского и архитектора Николая Ладовского на основе мультимедийных интерактивных элементов и реконструированных лабораторий.


Заключительный раздел экспозиции рассказывает о ликвидации ВХУТЕМАСа и расформировании его факультетов в 1930 году. А о том, каким образом отдельные методики смогли сохраниться в учебных программах современных художественных вузов Москвы, посетители смогут узнать в отдельном зале на первом этаже в экспозиции «Наследники ВХУТЕМАСа».
КУРАТОР
Александра Селиванова
Архитектурное бюро «Новое»
АРХИТЕКТОРЫ
НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ ВЫСТАВКИ
Лариса Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ
ПАРТНЁРЫ И УЧАСТНИКИ
Государственная Третьяковская галерея.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Государственный центральный музей современной истории России.

Государственный исторический музей.

Российский государственный архив литературы
и искусства.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства.

Государственный музей-заповедник «Царицыно».

Московский архитектурный институт (Государственная академия).

Институт искусств РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Московский политехнический университет (Высшая школа печати и медиаиндустрии).

Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова.

Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре ФБУ «ЦНТБ СиА».

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова.

Российская государственная библиотека.
Полиграффак, дисциплина «Графика» — Рустам Габбасов

Живфак — Надя Плунгян

Скульптфак, Дисциплина «Объем» — Мария Силина

Текстильфак, Керамфак —
Ксения Гусева
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей).

Картинная галерея г. Красноармейска.

Государственный музей В.В. Маяковского.

Московский государственный объединенный музей-заповедник.

Музей ивановского ситца (отдел Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина).

Текстильный институт РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Российская Академия Художеств.

Галеев-Галерея.

Музей-мастерская Николая Абакумцева.

Купер Юнион

Британская Высшая Школа Дизайна.

Институт гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО).

Институт Бизнеса и дизайна.

Мастерская – ТАФ (Театр Архитектурной Формы).

Архитектурная школа МАРШ.

Школа дизайна РАНХиГС.

Школа-студия EDAS Владислава Кирпичева.
КУРАТОРЫ РАЗДЕЛОВ
Дерметфак — Алена Сокольникова

Архфак — Анна Бокова, Илья Лапин

Дисциплина «Цвет» — Дарья Сорокина

Дисциплина «Пространство» — Анна Бокова, Стас Громик

Значительная часть выставки рассказывает историю факультетов школы, под каждый из них выделен отдельный зал: архитектурный, скульптурный, живописный, полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий.

Посетители узнают о разработке шрифтов ВХУТЕМАСа, школе Фаворского и поиске нового образа книги. Познакомятся с историей появления в СССР трансформируемой и модульной мебели. Увидят студенческие работы, которые участвовали в Международной выставке в Париже 1925 года. С помощью представленных масштабных моделей и 3D-анимации смогут оценить оригинальные светильники-трансформеры, двухуровневые жилые ячейки, складную мебель и конструктивистские интерьеры, созданные студентами под руководством Владимира Татлина, Эль Лисицкого, Антона Лавинского, Александра Родченко.

Для нескольких факультетов и дисциплин выполнены масштабные реконструкции несохранившихся студенческих работ. Например, трехметровая кубистическая «Голова рабочего» Владимира Кудряшова, серия абстрактных упражнений по дисциплине «Объём», масштабная агитустановка для уличного праздника, трансформируемый шкаф-витрина Ивана Лобова.
Подпишитесь на рассылку
FAQ
АДРЕС
Зубовский бульвар, 2
ПРЕСС-СЛУЖБА

media@mosmuseum.ru
СОЦСЕТИ
Партнер выставки «ВХУТЕМАС 100.
Школа авангарда»
Cпециальный партнер выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»
Знаки созданы на основе работы выпускника ВХУТЕМАСа и руководителя Аналитического кабинета Музея живописной культуры Соломона Никритина «"Спектр" элементов формы», 1925–1926