«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — масштабный проект Музея Москвы в честь 100-летия главного творческого института страны. Выставка впервые подробно рассказывает о структуре и принципах, преподавателях и студентах, экспериментах и наследии Высших художественно-технических мастерских.
Среди экспонатов — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль и мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Произведения взяты из собраний Музея Москвы, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева и других институций.
Первый раздел выставки рассказывает предысторию ВХУТЕМАСа, напрямую связанную с реформой художественного образования, которая началась в 1918 году. Центральное пространство второго раздела отдано четырем дисциплинам Основного отделения. Помимо произведений студентов, исследовавших цвет, композицию, объем и пространство, посетители смогут познакомиться с программами, учебными постановками, опробовать задания художника Александра Родченко, графика Владимира Фаворского и архитектора Николая Ладовского на основе мультимедийных интерактивных элементов и реконструированных лабораторий.
Заключительный раздел экспозиции рассказывает о ликвидации ВХУТЕМАСа и расформировании его факультетов в 1930 году. А о том, каким образом отдельные методики смогли сохраниться в учебных программах современных художественных вузов Москвы, посетители смогут узнать в отдельном зале на первом этаже в экспозиции «Наследники ВХУТЕМАСа».
Архитектурное бюро «Новое»
НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ ВЫСТАВКИ
Лариса Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ
Государственная Третьяковская галерея.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Государственный центральный музей современной истории России.
Государственный исторический музей.
Российский государственный архив литературы
и искусства.
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства.
Государственный музей-заповедник «Царицыно».
Московский архитектурный институт (Государственная академия).
Институт искусств РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Московский политехнический университет (Высшая школа печати и медиаиндустрии).
Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова.
Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре ФБУ «ЦНТБ СиА».
Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова.
Российская государственная библиотека.
Полиграффак, дисциплина «Графика» — Рустам Габбасов
Живфак — Надя Плунгян
Скульптфак, Дисциплина «Объем» — Мария Силина
Текстильфак, Керамфак —
Ксения Гусева
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей).
Картинная галерея г. Красноармейска.
Государственный музей В.В. Маяковского.
Московский государственный объединенный музей-заповедник.
Музей ивановского ситца (отдел Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина).
Текстильный институт РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Российская Академия Художеств.
Галеев-Галерея.
Музей-мастерская Николая Абакумцева.
Купер Юнион
Британская Высшая Школа Дизайна.
Институт гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО).
Институт Бизнеса и дизайна.
Мастерская – ТАФ (Театр Архитектурной Формы).
Архитектурная школа МАРШ.
Школа дизайна РАНХиГС.
Школа-студия EDAS Владислава Кирпичева.
Дерметфак — Алена Сокольникова
Архфак — Анна Бокова, Илья Лапин
Дисциплина «Цвет» — Дарья Сорокина
Дисциплина «Пространство» — Анна Бокова,
Стас Громик
Значительная часть выставки рассказывает историю факультетов школы, под каждый из них выделен отдельный зал: архитектурный, скульптурный, живописный, полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий.
Посетители узнают о разработке шрифтов ВХУТЕМАСа, школе Фаворского и поиске нового образа книги. Познакомятся с историей появления в СССР трансформируемой и модульной мебели. Увидят студенческие работы, которые участвовали в Международной выставке в Париже 1925 года. С помощью представленных масштабных моделей и 3D-анимации смогут оценить оригинальные светильники-трансформеры, двухуровневые жилые ячейки, складную мебель и конструктивистские интерьеры, созданные студентами под руководством Владимира Татлина, Эль Лисицкого, Антона Лавинского, Александра Родченко.
Для нескольких факультетов и дисциплин выполнены масштабные реконструкции несохранившихся студенческих работ. Например, трехметровая кубистическая «Голова рабочего» Владимира Кудряшова, серия абстрактных упражнений по дисциплине «Объём», масштабная агитустановка для уличного праздника, трансформируемый шкаф-витрина Ивана Лобова.