ЧТО ТАКОЕ ВХУТЕМАС?
НАТЮРМОРТЫ ИЗ СТЕКЛА И КИРПИЧЕЙ, ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ И ЛЕТАЮЩИЕ ГОРОДА. РАССКАЗЫВАЕМ ДЕСЯТИЛЕТНЮЮ ИСТОРИЮ САМОГО НОВАТОРСКОГО ИНСТИТУТА СТРАНЫ — ВХУТЕМАСА.
Все стало реальностью в 1918 году. Императорскую Академию художеств упразднили, а новыми творческими образовательными центрами стали Свободные государственные художественные мастерские. В столице их было две: Первая создана на базе Строгановского художественно-промышленного училища, вторая — на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 1920 году начался следующий этап реформы. И студенты, и профессура выражали необходимость вернуться к более традиционному формату обучения.
ПРЕДЫСТОРИЯ ВХУТЕМАСА
Появление Высших художественно-технических мастерских напрямую связано с Октябрьской революцией 1917 года и новаторскими идеями того времени. Создание новой эстетики, системы образования, оформления городов и переустройства быта оказались в эпицентре масштабных государственных и социальных реформ.

Первыми оставить в прошлом традиции предложили ученики столичных художественных учебных заведений. Академической программе они предпочитали систему индивидуальных мастерских, в которой могли сами выбирать себе наставников — представителей любого художественного течения. Их принципиальные требования: полная независимость мастерских друг от друга, отмена экзаменов и стандартных программ.


1920 ГОД — НАЧАЛО
ИСТОРИИ ВХУТЕМАСА
Осенью 1920 года ВХУТЕМАС — главный творческий институт страны — открылся в Москве, а затем в Петрограде. Здесь готовили художников нового типа, призванных создать принципиально иной облик предметно-пространственной среды.

Структура ВХУТЕМАСа менялась на протяжении всех десяти лет его существования, но всегда была достаточно экспериментальной. Впервые были объединены и уравнены в правах художественные и производственные дисциплины, «высокое искусство» потеряло свою элитарность и обрело практические задачи.

В школе были живописный, скульптурный, архитектурный, полиграфический, текстильный, керамический, металлообрабатывающий и деревообделочный факультеты. Но осью института, его главной экспериментальной базой являлось Основное отделение — пропедевтический курс, аналогичный форкурсу в немецком Баухаусе, где студентов всех факультетов учили общим законам восприятия и передачи цвета, основам пространственного мышления и формообразования, ритму, композиции.

Пропедевтических дисциплин было четыре:
ПРОСТРАНСТВО
ГРАФИКА
Дисциплины выросли из концепций художников-беспредметников — Александра Веснина, Любови Поповой, Александры Экстер, Надежды Удальцовой, Александра Родченко и других. Задания Поповой и Родченко, например, натюрморты из «нехудожественных» предметов (листов железа, кирпичей, бумаги, стекла) часто вызывали недоумение у студентов, но запомнились как важные вехи в понимании эстетики нового искусства и дизайна: правдивости материала, выразительности фактур и красоты обыденного.
ЦВЕТ
ОБЪЁМ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СВОБОДНЫЙ ОТ ШАБЛОНОВ

Свобода — важная часть учебного процесса. Разрабатывая и практикуя новую систему преподавания, именитые педагоги не просто учили по-новому, но и вместе со студентами искали средства и приемы выразительности нового искусства. Проекты студентов ВХУТЕМАСа отличались чрезвычайным разнообразием подходов, идей и техник.

Настоящей сенсацией в 1928 году стал дипломный проект Георгия Крутикова «Летающий город», в котором он предложил построить жилые дома в воздушном пространстве. Также ученики стремились реформировать быт советского человека. С одинаковым интересом они проектировали посуду и транспортные средства. Из стен школы вышли первые советские дизайнеры.

ВХУТЕМАС навсегда изменил художественный язык. Именно здесь сформировались основы дизайнерского образования в России, а разработанные 100 лет назад принципы творческого мышления продолжают влиять на современный материальный мир: от жилых домов до ламп.
Подпишитесь на рассылку
FAQ
АДРЕС
Зубовский бульвар, 2
ПРЕСС-СЛУЖБА

media@mosmuseum.ru
СОЦСЕТИ
Telegram
Twitter
Партнер выставки «ВХУТЕМАС 100.
Школа авангарда»
Cпециальный партнер выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»
Знаки созданы на основе работы выпускника ВХУТЕМАСа и руководителя Аналитического кабинета Музея живописной культуры Соломона Никритина «"Спектр" элементов формы», 1925–1926